Люди, которые преодолевают большие дистанции
Денис, 30 лет, массажист
Раньше я профессионально занимался спортивной ходьбой. В этот вид спорта пришел из бега: меня подкупили рассказы нового знакомого о его креативном тренере. Не сразу, но в течение года меня взяли. Прошел детский спорт, юношеский, юниорский. Максимальная дистанция там – 10 км. А во взрослом ходят уже 20 и 50. Я пробовал себя в меньшей из дистанций, но сменил ее по совету тренера. В ходьбе на 50 км ниже скорость, есть время «раскатиться». Я и сам человек неторопливый, тягучий.
Дважды становился чемпионом Беларуси на дистанции в 50 км. Лучшее мое время – 4:01:00. Всего же преодолевал это расстояние не менее семи раз. Первый мой длинный старт был в Украине. Тренер предупреждал, мол, не спеши. А я рванул. Сначала все было нормально, а потом меня «поставило». Я падал на траву – мне растрясали ноги – я снова шел. В какой-то момент за мной уже приехала скорая. Я лежу, весь белый, в полном ауте. И тут ко мне подбегает тренер и дает колу и банан. Через пару минут я пошел почти как свежий! После этого стал внимательнее относиться к питанию на дистанции.
Ко вторым соревнованиям почти не готовился. За две недели до них прошел дистанцию в 20 км, и прошел плохо. Меня заявили на чемпионат Беларуси на 50 км, но никто особых результатов не ждал. А я взял и выиграл. К последующим стартам готовился серьезнее. Ходоки тренируются так: скажем, в понедельник кросс и ходьба на 15 км, во вторник – ходьба 20 км помедленнее и 10 побыстрее, в среду – 20 или 30 километров ходьбы. Как правило, две скоростные работы в неделю. Максимально на тренировках я проходил 40 км. А общий объем за месяц был около 800 км, если вместе с бегом.
Бывают такие старты, когда становится плохо еще до середины дистанции. Как говорят в спорте, попадаешь в яму. Но у меня был такой принцип – я никогда не сходил. Раз – перетерпел, второй раз – перетерпел. Бывает, ты уже на пределе, думаешь: еще 50 метров – и упадешь. Но вдруг кто-то в стороне кричит: «Беларусь, давай!» Остается примерно половина пути, и как будто второе дыхание открывается: ты идешь до конца. Спорт расширяет сознание: когда ты перетерпел, перешел эту линию – уже совсем иначе воспринимаешь жизнь. Понимаешь, что нет ничего невозможного. Условно: я понимаю, к примеру, что великим балетмейстером мне уже не стать, но заняться балетом и танцевать его на каком-то уровне я бы, при желании, смог.
Самый популярный вопрос – о чем я думал во время больших дистанций. Но сколько бы мне его ни задавали, я не мог вспомнить ничего конкретного. Ты сначала присматриваешься к соперникам, разрабатываешь стратегию, стараешься на нее ориентироваться. Прикидываешь, когда перекусить, за кем пойти. В общем, скучно не становилось ни разу :). Зато после спортивной ходьбы мне легко дается монотонная работа и ожидание в очереди.
Однажды прошел 50 км два раза с перерывом в полторы недели. Второй раз, конечно, медленнее: не успел восстановиться. Хорошо пройти такую дистанцию можно максимум два раза за год. Набраться сил помогают баня, плавание, специальные спортивные препараты. Первые пару дней после соревнований может быть полный отдых, после чего начинаются легкие тренировки, и ты снова втягиваешься.
Exponenta продается в стаканчике 250 грамм, герметично закрытом фольгой. Это та порция белка, которую усваивает организм за несколько часов. Стаканчик не предназначен для переноски в открытом виде. После открытия рекомендуем выпить его сразу. Сделать это лучше в течение 30 минут после нагрузки.
Сразу после финиша хочется упасть на землю и там остаться. Но делать этого нельзя: слишком резкий перепад нагрузки. Поэтому первые полчаса ты то лежишь, то ходишь. Потом уже идешь в гостиницу и принимаешь ванну. Обычно соревнования на 50 км проводят утром. Ты заканчиваешь где-то в полдень, и тебе вообще больше ничего не хочется. Но к вечеру восстанавливаешься и, прихрамывая, идешь на банкет. Его я не пропустил ни разу :).
Я думаю, любой человек может подготовиться к такой дистанции. Главное, чтобы он был здоров, и чтобы не было никаких повреждений опорно-двигательного аппарата. Когда я был на соревнованиях в Швейцарии, на моих глазах по 50 км проходили дедки 70-80 лет! Это очень полезный вид спорта. Спортивная ходьба за счет работы таза способна на многие годы продлить и мужское, и женское здоровье. И в ней гораздо меньшая нагрузка на суставы, чем при беге.
Профессиональную карьеру я завершил, но до сих пор очень много гуляю. Могу, например, с железнодорожного вокзала прийти домой на «Восток» пешком. Когда выхожу на пробежку, у меня совсем нет чувства, что я потерял форму. Поэтому допускаю мысль, что еще где-то посоревнуюсь. Но для этого нужно вдохновение.
Константин, 19 лет, студент
Я пробежал четыре полумарафона и один марафон. Началось все примерно четыре года назад. Как-то ехал в метро и увидел афишу, в которой говорилось про полумарафон. Я подумал, мол, да что там бежать – всего 21 км. У меня была хорошая общефизическая подготовка еще со времен Суворовского училища. К тому же я постоянно играл в футбол и периодически висел на турнике. Оказалось, зря я так подумал, а еще и накануне вечером по глупости пробежал 10 км, чтобы прочувствовать дистанцию. От этого только устали ноги, и уже на самом забеге после 16-го километра они отказывались двигаться. Но я все же финишировал.
Однажды чуть не сошел с дистанции. На 42-м километре марафона у меня сильно схватило мышцы правой ноги. Благо на забеге дежурят медики, и мне сразу же помогли: сделали массаж и растерли какой-то крутой специальной мазью. Ничего серьезного: вон, в Барселоне люди прямо на бегу падали в обморок.
Самый запоминающийся полумарафон я бежал вечером 31 декабря. Сразу после него я поехал работать на корпоративе, а потом еще и тусил до утра. Пробежки перед Новым годом стали традицией для меня и одного моего друга. Прохожие обычно смеются, что кто-то бегает в такой день. Однажды мимо нас проходила милиция. Мы оба бежали в таких масках, что видны только глаза, и уже, было, испугались, что нас остановят. Но обошлось :).
Сейчас полумарафон превратился для меня в обыденность. Я мысленно ставлю галочку и вешаю ещё одну медаль на стену. Уже даже не сильно устаю. К примеру, после прошлогоднего полумарафона вечером пошел играть в футбол.
Я хочу пробегать еще больше. Существуют ультрамарафоны – забеги на сверхдлинные дистанции. Они бывают и на 60, и на все 200 километров, по пустыне или через каньон – бесконечное множество вариаций. Правда, об ультрамарафонах в Беларуси я не слышал. Думаю, что через годик-два смогу достойно подготовиться, скажем, к 70 километрам. А еще мы с другом договорились пройти в 2021 году Ironman: заплыв на 3,86 км, заезд на велосипеде по шоссе на 180,25 км и марафонский забег на 42,195 км подряд. Поэтому начинаю понемногу плавать и покупаю велосипед :).
У меня свободный график тренировок. Иногда тренируюсь по приложению от Nike. Недавно вернулся из Болгарии – там тоже раз пять за 20 дней бегал. Стараюсь бегать пару раз в неделю, в лучшие месяцы – до пяти. Накануне забега тренируюсь каждый день, а зимой могу и забросить на пару недель – я же не профессионал. Выхожу обычно вечером или ночью: улица пустая, машин нет… Идеально для меня, бегающего по городу. Круги наворачивать не могу, надоедает сразу же. За тренировку обычно пробегаю по 10 километров – это оптимальная дистанция на часок. Перед полумарафоном иногда прохожу все 21 км. Накануне марафона бегал 30 км.
Животные белки являются полноценными протеинами с высоким показателем сбалансированности аминокислот в составе. Сывороточный белок, на базе которого сделана Exponenta, – чемпион по скорости усвоения по сравнению с другими животными белками.
Все четыре года я бегаю исключительно под песни группы Anacondaz. Они очень ритмичные и идеально подходят под мой темп. Часто даже подпеваю или переговариваюсь с другом. Если правильно следить за дыханием – оно при этом не собьется. Как-то у меня закончилась музыка, было скучно, и километра три я бежал и разговаривал по телефону с подругой. Иногда пытаюсь рэп сочинять на бегу, но получается так себе. Думать во время пробежки могу о чем угодно, но на последних километрах все мысли сводятся к тому, чтобы скорее финишировать, поесть и поехать домой.
Я за частичную экипировку. Кроссовки для меня – самое главное. Все остальное уже по мере необходимости и профессионализма. У меня одни беговые кроссовки, но на них стоит потратиться. Тогда обувь прослужит долго и не доставит дискомфорта ни при каких условиях. К ближайшему полумарафону мы с другом решили сделать костюмы. Какие – пока секрет, но главным элементом станут шапочки.
Во время бега у тебя всегда должно быть достаточно воды. Нужно брать с собой или бутылку, или деньги. Также не стоит наедаться перед тренировкой. Как по мне, пара бананов – и в бой! А после большой нагрузки советую полежать в ванной вечерком и несколько дней не напрягаться. Если вы бегаете в холодную погоду, нужно позаботиться о том, чтобы ноги были в тепле. Идеальная штука – термоноски (хотя я сам только планирую их приобрести). Также нужно максимально закрывать шею и голову. Даже если тебе не идет шапка :).
Если вы хотите бегать – начать нужно прямо сегодня: встаешь и бежишь. Где-то видел очень крутую фразу: «Самое трудное в беге – надеть кроссовки». Это действительно так.
Дмитрий, 38 лет, старший преподаватель БГЭУ
С водой у меня сложилось не с первого раза. Меня отвели в бассейн еще в детском саду, но мне было очень страшно, и я отказался от этой затеи – плавать. Но во втором классе на физкультуре нас завели в бассейн еще раз. Тогда-то у меня и начало получаться. Помню это ощущение, когда первый раз сам лег на воду, поплыл… Меня затянуло. Мой первый тренер, Светлана Ивановна Гусева, это заметила и предложила перейти в спортивный класс.
Я занимался плаванием более 20 лет: примерно с 1988-го по 2008-й год. Первую медаль получил уже в 1989 году. Как сейчас помню: декабрь, бассейн «Трактор», 100 метров на спине. Даже результат помню – 1:30. Потом выполнил первый разряд, мастера спорта. Затем – мастера спорта международного класса. Эмоций была куча! Первый выигранный чемпионат Беларуси, первый рекорд страны, первые медали на этапах Кубка мира. Поступательно поднимался все выше и выше.
В 2000 году выступал на Олимпиаде в Сиднее. С Играми не сравнится ни один чемпионат. Тогда в личных дистанциях я занял 20-е и 22-е места, в эстафете 4х200 м мы были 12-е. Счел это неудачей, но тренеры всегда нам говорили: главная задача – улучшить собственный результат. В принципе, с этой задачей мы тогда справились и показали свое лучшее время.
Самая большая дистанция, которую я проплывал, – 16 км без остановки. Выполнял ее только в тренировочном процессе как одно из заданий. Почти три с половиной часа на это уходило. В соревнованиях на длинной воде есть три классические дистанции: 5, 10 и 25 км. На последнюю я не замахивался. Тяжело было не столько физически, сколько психологически. Бывает, приходишь уже в неважном настроении – а тебе еще несколько часов руками махать. Но понимаешь, что надо. Ныряешь и делаешь свою работу.
Во время такого заплыва ты один на один с собой – есть время подумать. Для начала, тебе нужно эти 16 км отсчитать. Все время ты следишь за своим состоянием, раскладываешь дистанцию. Это не так, что просто бездумно прыгнул и поплыл. Бывает, вспоминаешь стихи, которые учил в школе. Иногда песни поешь: какая-нибудь может так заесть, что будешь напевать ее не только весь заплыв, но и весь день.
Желание сойти с дистанции у меня возникало всего раз. Это был чемпионат Европы в Потсдаме, заплыв на 10 км. Вода была очень холодной – 18 градусов. На улице было +14 и шел дождь. Перед стартом мы даже мазались барсучьим жиром. Первые пять километров еще как-то продержались, а на второй половине совсем околели. Я уже было подумал, что не доплыву. Но успокоился: рядом лодка, утонуть не дадут. Сжав зубы, дотянул до финиша. Даже 9-е место, по-моему, занял. И еще час в душе отогревался, потому что трясло изнутри.
Восстановиться после заплывов помогут хорошая еда и здоровый сон.От моего дома до бассейна было пять минут пешком. Я возвращался с утренней тренировки, кушал, два часа спал – и снова шел на тренировку. На сборах вернуться в строй помогали массаж, и разные восстановительные процедуры.
Все наши движения происходят за счет белка. Например, белки актин и миозин обеспечивают сокращение мышц. Для покорения олимпийских вершин нужно внимательно относиться к их потреблению. Напиток Exponenta Active содержит в себе примерно треть от суточной нормы белка для среднестатистического человека.
Мой рекорд в заплыве на 1500 метров по малой воде не побит с 2001 года. Уже 16 лет прошло. С каждым годом людей, плавающих длинные дистанции на хорошем уровне, все меньше. Все превратились в спринтеров: плывут полтинник, сто метров. В лучшем случае двести – и то единицы. Может, потому, что у стайеров больше работы.
Когда часами сидишь в воде, хоть ты каждый день объедайся – все сожжется на ура. Один раз я даже замерил: за тренировку на 16 км улетает полтора-два килограмма. Так что с диетами я никогда не заморачивался. Другое дело – питание во время заплыва. Если плывешь десятку – это четыре круга по 2,5 км. Посреди круга стоит баржа, на которой размещаются тренеры. У каждого – удочка, метров пять длиной, на конце которой – колечко, куда вставляется стаканчик. Никто особо не раскрывает, что туда льет. Часто это какой-то энергетик. Тебе его подают, ты перевернулся на спину, выпил – и поплыл дальше. Некоторые, чтобы никуда не отплывать, заливали все в обычные презервативы. Прятали в плавательные штаны и раскусывали, когда нужно. Это у нас называлось «бомбовоз».
Сейчас я преподаю плавание студентам. Они приходят с самой разной подготовкой: кто-то плавает хорошо, кто-то – не очень. Есть и те, кто совсем не умеет. Я считаю, любого человека можно научить уверенно плавать одним стилем за срок от двух месяцев до полугода. Конечно, не на такие большие дистанции, как были у меня, но километр он будет проплывать. Для этого нужно посещать бассейн несколько раз в неделю.
Я и сам продолжаю плавать – для себя. Спускаюсь на воду не меньше трех раз в неделю и проплываю по 2-3 км. Помимо этого поддерживать форму мне помогают волейбол и тренажерный зал.
Сегодня есть все возможности для занятия плаванием. Бассейнов хватает везде, даже в областях. Люди занимают очередь чуть ли не с ночи, чтобы отдать детей в секцию. Плавание становится популярнее. Та же Саша Герасименя прикладывает к этому значительные усилия. Многое делает и наш минский клуб мастеров плавание «Зубр». Потом, взгляните: плавание начали показывать по телевизору! Недавно транслировали чемпионат Беларуси: и на короткой, и на длинной воде. Не в прямом эфире, конечно, но сам факт. Раньше, в лучшем случае, где-то в газете писали заметку. И то одни протоколы: что, как, чего. Все сдвинулось с мертвой точки.
Александр, 31 год, промышленный альпинист
В детстве велосипед был для меня игрой. По мере того, как я рос, он стал средством передвижения. Сначала просто ездил в магазин, затем – на рыбалку. Когда мне было 17, мы собирались компанией по 3-5 человек и носились по тротуарам. Я родом из Слуцка: мы ставили город на уши и называли себя Mad Racers.
На несколько лет я забросил велосипед из-за службы в армии. Сначала срочной, затем по контракту. Когда уволился, на первые заработанные деньги купил горный велосипед и стал использовать его как транспорт. В то же время занялся туризмом.
Пешие походы по Беларуси быстро наскучили. У нас не так много достопримечательностей или просто аховых мест на квадратный километр. Преодолевать расстояние между ними пешком неудобно. А велосипед позволяет за меньший либо равный промежуток времени ухватить гораздо больше: не только километров, но и впечатлений. Да, это можно делать и на машине, но велосипед для меня – проверка физических возможностей. Не каждый проедет на нем много. К этому надо идти, это надо любить.
Я проехал 1320 км за 24 дня вместе с женой и годовалой дочкой. Мы преодолели путь от границы Беларуси до Балтийского моря через Куршскую косу, Калининград, Польшу, Литву – и домой. В среднем, проходили по 50 км в день. Это немного, но с нами был ребенок, чьим здоровьем мы не могли пренебречь. Все путешествия с семьей я снимаю на видео и выкладываю на YouTube-канале, названном моим именем – Александр Неделько.
Самое большое преимущество в путешествиях на велосипеде – прохождение границы вне очереди. Пограничники на велосипед всегда реагируют спокойно. Более бурно – на дочку: мол, вы с ума сошли, на двух колесах и с ребенком? А я – турист со стажем, и знаю, на что иду. Ребенку всегда будет хорошо там, где хорошо его родителям. Только людям непросвещенным это кажется неприемлемым. Впрочем, с такой реакцией я сталкивался только на белорусской границе.
Дважды в жизни я проезжал 200 км за день: в 2014 и 2015 годах на любительском веломарафоне «Налибоки». Первый раз финишировал 28-м в общем зачете и 12-м в своей возрастной и весовой категории, преодолев дистанцию за 11 часов 36 минут. Тут имело место соперничество с лучшим другом. Да, конечно, хотелось угнаться и за лидерами, но это было не основное. Друга я сначала обогнал. Но он сравнял счет на следующий год: у меня была не такая серьезная подготовка, и я подорвал колено.
Перед первым марафоном у меня был накат больше пяти тысяч километров. Ездил по 100 километров в день, а прямо накануне – по 130-150. Соревнование должно было стать кульминацией моих тренировок. Я намеренно хотел создать организму стрессовую ситуацию.
Для человека, ведущего активный образ жизни, важно соблюдать баланс всех питательных веществ. Белки-ферменты выступают катализаторами, то есть участвуют в ускорении биохимических реакций в клетках.
Например, белки желудочного сока пепсин и трипсин способствуют расщеплению пищи. Поэтому после нагрузки и потребления большого количества углеводов мы рекомендуем выпить стаканчик Exponenta Active, чтобы восстановить баланс в организме.
Чтобы поехать на машине, ее нужно заправить. Чтобы поехать на велосипеде – надо поесть. Перед дебютным марафоном я питался по часам. Ел продукты с высоким содержанием углеводов: каши, макароны. В самой поездке ставил таймер и кушал либо пил каждые 20-40 минут. Без подпитки приходит усталость, слабость в руках и ногах. На последних километрах я «заголодал»: меня начало трясти, пришла слабость. И тут вспомнил, что у меня еще есть орехи. Представьте: я настолько был голодный и настолько увлекся их поеданием, что пропустил предпоследний поворот на маршруте. Только после перекуса смог восстановиться и проехать оставшийся путь в умеренном темпе. Были очень большие перепады настроения: от радости до мокрых глаз. Тут спасали энергетики: они помогают успокоить нервы и сконцентрироваться.
После марафона я неделю не мог смотреть на велосипед. Даже не мыл его, хотя обычно он у меня стоит чистенький. Сесть на седло не мог физически: на ягодицах была мозоль по форме сиденья, которая заживала четыре дня. Усталость была такой сильной, что, как при болезни, меня знобило, была тяжесть в животе. Первую ночь не мог заснуть, потому что все тело ломило. Потом потихонечку разъездился.
Экипировка важна и для вас, и для вашего велосипеда. Правильная одежда быстро сохнет, не трепыхается от ветра, впитывает лишнюю влагу. Это вопросы удобства и гигиены. Очень важно подобрать удобное, эргономичное сиденье, которое не будет натирать. Также нужно правильно сидеть: не всей пятой точкой, а только на седалищных костях. Во время длинных поездок нужно либо останавливаться и ходить, либо привставать, чтобы нормально циркулировала кровь.
Кому-то интересна дистанция, а мне интересно побыть с собой.
Я разграничиваю путешествия и походы. В путешествиях есть начало и конец, а как и за сколько будет пройдено расстояние между ними, уже неважно. В походах есть контрольные точки: за столько-то дней мы должны дойти туда, пересесть на то, чтобы успеть сюда. Это всегда гонка за какими-то расстояниями. Но я всегда выберу возможность никуда не спешить.
Материалы взяты с сайта tribuna.com